Безопасность в школе во время распространения коронавируса

Безопасность в школе во время распространения коронавируса

Ситуация, связанная с пандемией коронавируса в Украине, по-прежнему остается достаточно тревожной и нестабильной. На фоне последних событий в мире были предприняты дополнительные мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции. По мнению МОЗ, одной из первейших задач является выполнение надлежащих мер по пресечению распространения заболевания в учебных учреждениях. В связи с этим, образовательные процессы в школах страны будут осуществляться согласно тому, какой уровень зоны опасности присвоен данному региону: зелёный, желтый, оранжевый или красный.

Меры предосторожности в школах

Как известно, постановлением Кабмина в стране обновились правила адаптивного карантина, что коснулось и списка цветовых зон, где будут действовать те или иные ограничения. В МОЗ сообщили, какими будут меры безопасности от коронавируса в школах. Так, в регионах, которые по уровню опасности относятся к зелёной и желтой зонам, будет разрешено посещение учебных учреждений без защитных масок. В школах, расположенных в оранжевых зонах, учителя на уроках должны использовать защитные щитки. Для школ, находящихся в красных зонах, весь образовательный процесс предусмотрен только в режиме онлайн.

Кроме вышеназванных, предполагается задействовать следующие мероприятия против коронавируса в школах:

  • учителя, которые преподают в желтой или зеленой зоне, могут преподавать без масок, но обязаны соблюдать соответствующую дистанцию;
  • допуск учителей к образовательному процессу должен происходить только после проведения температурного скрининга;
  • учащиеся до 4 класса могут находиться в помещениях без масок или респираторов;
  • необходимо максимально сократить лишние передвижения учащихся между классами;
  • графики передвижения учащихся должны быть разработаны и согласованы с руководством учебного учреждения;
  • функционирование в школах групп продленного дня разрешается при условии, что будут выполнятся все рекомендации медиков и расчеты МОЗ;
  • рекомендуется некоторые уроки (на выбор преподавателей) проводить на свежем воздухе;
  • школьные помещения после каждого урока необходимо проветривать не менее 10 минут;
  • питание в школах должно быть организовано с соблюдением дистанции 1,5 метра между столами и 1 метр между детьми;
  • в школьном питании должен быть исключен формат «шведский стол»;
  • необходимо регулярно проводить дезинфекцию всех поверхностей, к которым часто прикасаются дети (парты, доска, полы, дверные ручки);
  • если у кого-то из учащихся будет подтвержден случай заболевания коронавирусом, весь класс уходит на самоизоляцию;
  • после каждого урока учащимся рекомендуется тщательно мыть руки;
  • в учебном заведении должны находиться дозаторы с жидким мылом и антисептики.

Преподаватели должны знать, какие симптомы у коронавируса, чтобы иметь возможность быстро предпринять все необходимые меры.

Следует отметить, что в рамках мер предосторожности от COVID-19 по рекомендациям МОЗ, речь пока не идет о медицинском обследовании и тестировании в школах учителей. Вместе с тем сообщается, что этот нюанс, как и некоторые другие, в случае целесообразности может быть пересмотрен.

Согласно рекомендаций ВОЗ по открытию школ во время пандемии главный акцент делают на гигиене, дистанцировании и необходимости использования масок во время образовательного процесса. Закрытие школ рассматривается как крайняя мера в исключительных случаях, но вместе с тем предлагается разработать эффективные планы онлайн-обучения.

Первые признаки коронавируса

Последние исследования опровергли ранее бытующее мнение, согласно которому дети менее уязвимы перед COVID-19. Вместе с тем было подтверждено то, что в своем большинстве дети переносят коронавирус в легкой форме. Но первостепенной задачей по-прежнему остается своевременно обнаружить заболевание у ребенка и оказать ему всю необходимую помощь.

Проблема своевременной диагностики коронавируса у детей  волнует как родителей, так и врачей и педагогов. Ведь от скорости обнаружения COVID-19 у ребенка в детском садике или школе, будет зависеть не только его здоровье, но и здоровье других детей. Вспышки заболевания часто становятся следствием недосмотра ответственных лиц.

Согласно результатам медицинских исследований, температура, кашель, диарея или рвота не могут быть однозначно трактованы как симптомы COVID-19. Подобные симптомы характерны и для других вирусов, таких, например, как аденовирус и энтеровирус. Но, если помимо указанных симптомов ребенок кашляет и шмыгает носом – вероятность того, что у него коронавирус увеличивается вдвое.

 Однако, есть одно существенное отличие, благодаря которому COVID-19 можно легко отличить от других подобных вирусов – заболевшие ощущают признаки нарушения обоняния и вкуса. Такой симптом отмечается приблизительно через пять дней после заражения коронавирусом. Это один из прямых признаков того, что ребенка лучше не отправлять в школу и оставить дома. Нужно внимательно изучить его состояние, выслушать жалобы, постараться выяснить где он был, что ел, с кем контактировал.

Иногда коронавирус у детей проявляется в виде мультисистемного воспалительного синдрома, который еще называют Кавасаки-подобным синдромом. Основные проявления в таком случае могут быть следующими: высокая температура, покрасневшие глаза, увеличенные лимфоузлы в районе нижней челюсти, пораженные слизистые оболочки рта и губ, потрескавшиеся губы, высыпания в виде сыпи не теле, отекшие, покрасневшие ладони, шелушение кожи, затрудненное дыхание, боли в животе, приступы рвоты, диарея. При обнаружении у ребенка похожих симптомов его нужно госпитализировать, чтобы оказать медицинскую помощь в необходимых объемах.

Своевременная диагностика симптомов вируса

Вместе с тем нужно учитывать и то, что симптомы у детей с коронавирусом внешне схожи с массой других симптомов, не имеющих отношения к COVID-19. Родители же часто бывают склонны больше перестраховаться, чем недоглядеть, приходя в ужас от любого чихания, что часто приводит к «ложным срабатываниям». В то же время существует фактор семейного врача, который может проявляться по-разному – например, медработник может испугаться не среагировать вовремя, допустив тем самым осложнения, и направляет детей в стационар. А может отмахнуться от температуры, не видя в этом прямые признаки коронавируса.

Подобные ситуации могут подвергнуть ребенка ненужному риску, поэтому, чтобы действительно не прозевать момент и в то же время лишний раз не ездить в инфекционную больницу, нужно в первую очередь ориентироваться на так называемые красные флажки – симптомы, которые сигнализируют о необходимости в получении квалифицированной медпомощи:

  • учащенное дыхание;
  • нехватка дыхания;
  • снижение содержания кислорода в крови.

Не всякая пневмония может быть опасна – в 80% случаев ее можно лечить в домашних условиях. Госпитализация требуется при нехватке кислорода – учащенном и затрудненном дыхании. Проверить содержание кислорода в крови можно с помощью специального прибора – пульсоксиметра. Нормальным показателем будет от 95 и выше.

Как повысить иммунитет ребенку

Посещение учебного заведения, даже в обычных условиях требует от ребенка существенных физических и психологических усилий, поскольку, взаимодействуя во время учебы и игр, дети невольно обмениваются различными бактериями и вирусами. Преодолеть их можно с помощью хорошего иммунитета, который, к сожалению, не у всех детей в достаточной мере развит. Существуют простые средства для повышения и укрепления иммунитета детей.

  1. Режим сна. Дети школьного возраста должны спать не менее восьми часов в сутки, поскольку недосыпание может негативно отразиться как на иммунной системе, так и на способности хорошо усваивать информацию.
  2. Одним из важнейших факторов является правильное питание. Чем поддержать иммунитет ребенка? Рацион детей, посещающих школу, должен быть хорошо сбалансированным, включающим в себя свежие овощи и фрукты, а также приготовленное на пару мясо.
  3. Все необходимые витамины и микроэлементы получить исключительно из продуктов питания ребенок не сможет, поскольку смена сезонов неизбежно влияет и на смену рациона. Заботясь о том, как укрепить детский иммунитет, необходимо прибегнуть к витаминным комплексам. В случае необходимости можно подобрать их с помощью специалиста.
  4. Нужно по возможности уменьшить любые психологические нагрузки на ребенка, поскольку дети очень подвержены стрессам. Как правило, проблемы, связанные со здоровьем, возникают в преддверии различных важных событий в жизни ребенка. Необходимо постараться деликатно разобраться в причинах.
  5. Правильный питьевой режим. Дети школьного возраста должны выпивать в день не менее 1,5 литра воды. Даже самые полезные соки и напитки не в состоянии компенсировать потребность организма в чистой, негазированной, натуральной воде. Хорошо выпивать стакан воды перед завтраком и стакан – перед сном.
  6. Часто средства для укрепления иммунитета у детей очень просты. Так, прогулки на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья и возникновению у организма защитных механизмов. Помещения часто содержат множество бактерий, которые перегружают детский иммунитет. Кроме прогулок рекомендуется хорошо проветривать квартиру перед сном.

В идеале, родители и преподаватели должны внятно объяснить детям, как именно необходимо обращаться с маской, когда ее можно снимать, а когда – лучше одеть. Нельзя забывать о самой элементарной профилактике – часто мыть руки, избегать контакта с чихающими и кашляющими людьми, не касаться лишний раз руками лица.